Социологические опросы пациентов как критерий оценки качества медицинской
услуги
А.В. Красильников
Архангельский областной клинический
онкологический диспансер
В настоящее время состояние материально-технической базы
здравоохранения РФ оставляет желать лучшего. В период перестройки, особенно во
второй половине 90-х годов прошлого века, в развитие медицинских учреждений
вкладывались минимальные средства. В результате развивались лишь те учреждения,
руководители которых проявляли упорство и настойчивость в получении внебюджетных
источников или заемных средств. Кроме того, популярным стало развитие
высокоспециализированных учреждений в субъектах РФ – в качестве альтернативы
федеральным клиникам. В итоге и без того скудные ресурсы направлялись на
строительство новых суперсовременных больниц в ущерб имевшимся учреждениям,
оказывающим медицинскую помощь большинству пациентов [1]. В
то же время высокоспециализированная помощь, несмотря на ее развитие в субъектах
РФ, по-прежнему малодоступна многим в ней нуждающимся, в том числе из-за
необходимости ее оплаты в большинстве специализированных клиник за счет
собственных средств пациента. Государство, по-прежнему не в состоянии обеспечить
всех нуждающихся бесплатным лечением. Таким образом, кроме затрат времени и
ресурсов на поездку до соответствующего учреждения и ожидания своей очереди,
пациент должен в большинстве случаев иметь средства для оплаты лечения, что,
несомненно, резко ограничивает доступность этих видов помощи для многих жителей
страны [2]. Для оценки качества в системе здравоохранения
используются такие показатели, как оперативная активность, летальность,
длительность госпитализации, число повторных госпитализаций, уровень
диспансерного охвата, уровень хронизации заболеваний, частота выявления
запущенных (поздних) стадий заболевания и т.д. В последнее
время во многих лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) РФ стали активно
использоваться результаты социологических опросов среди пациентов, которые
получают лечение в разнопрофильных стационарах. Следует
отметить, что социологические опросы являются одним из наиболее индикаторных
методов оценки качества стационарной помощи. Таким образом, изучается мнение
пациентов о результатах лечения, отношении к ним персонала медицинских
учреждений, необходимости оплачивать лечение, условиях пребывания в учреждениях
здравоохранения. Настоящее медико-социальное исследование
проводили по специально разработанной программе среди больных терапевтического и
хирургического профиля, находящихся на лечении или обследовании в отделении
платных услуг (ОПУ) и дневном стационаре (ДС) Архангельского областного
клинического онкологического диспансера (АОКОД). Всего были опрошены 187
пациентов ОПУ и 234 больных в ДС. Проведенное исследование
показало, что 78,4% опрошенных пациентов условия пребывания и лечения в ДС АОКОД
оценивали как хорошие. Качеством лечебно-диагностической работы в отделении
оказались вполне удовлетворены 94,6% больных, 100% ответивших удовлетворены
полностью работой врачей ДС АОКОД. На рис. 1 представлены
данные ответов на вопрос “Удовлетворены ли Вы работой медсестер
отделения?” Из числа опрошенных 84% пациентов были
направлены в ДС врачом-специалистом АОКОД, 8% пациентов были направлены
участковым врачом и 8% обратились самостоятельно. На вопрос
“Почему Вы предпочли лечение в ДС?” 40,5% пациентов ответили, что лечение
позволяет не отрываться от семьи и дома; 21,6% – рекомендовал лечащий или
участковый врач; 18,9% – слышали хорошие отзывы от лечившихся в ДС; 8,1% – так
как в больнице нет свободных мест и очередь на госпитализацию; 10,8% – не
ответили. Ежедневно в ДС 75,7% пациентов проводили менее 2
ч; 16,2% – от 2 до 4 ч; у 5,4% больных лечение занимало более 6 ч; 2,7% – не
ответили. В таблице представлены данные ответа на вопрос
анкеты “Как, по Вашему мнению, изменилось состояние Вашего здоровья в процессе
проводимого лечения?” Так, 47,2% пациентов считают, что состояние их здоровья в
процессе лечения улучшилось; 25% опрошенных считают, что состояние их здоровья
значительно улучшилось в процессе лечения (рис. 2). На рис.
3 представлена оценка пациентами работы ДС АОКОД по 5-балльной
системе. Дополнительно в анкету была включена графа: Ваши
предложения по улучшению работы ДС АОКОД. Пациентами были высказаны следующие
пожелания и предложения: • расширить
гардероб; • возможность проведения процедур в вечернее
время; • проводить медицинские процедуры без выходных или с
одним выходным днем; • постоянство штата медицинского
персонала; • наличие дежурного врача для непредвиденных
ситуаций; • повысить оснащенность ДС медицинской техникой и
медикаментами; • расширить штат работников
регистратуры; • по возможности расположить все кабинеты ДС
на одном этаже. Таким образом, можно сделать вывод, что
социальная эффективность работы ДС АОКОД напрямую связана с теми условиями, в
которых организовано лечение пациентов. Среди этих условий можно
выделить: • возможность вести активный образ
жизни; • отсутствие особенностей и сложностей госпитальных
условий; • сохранение привычного для пациентов режима,
домашнего окружения и пищи (так называемая терапия
средой); • более быстрое возвращение пациентов к трудовой
деятельности, потенциальная возможность лечения без прекращения
работы. Проведенное исследование показало, что качество и
эффективность лечения в условиях стационара определялись своевременностью
назначения и выполнения диагностических исследований и процедур. Так, 87%
опрошенных пациентов отметили своевременность назначения и выполнения
исследований, предписанных врачом. Время, назначенное для выполнения процедур и
диагностических исследований, по ответам 93% пациентов соблюдалось всегда; 89%
пациентов отметили, что медицинский персонал проводил диагностические
исследования и процедуры аккуратно и обращался к больным вежливо.
Рис. 1. Оценка качества работы медицинских сестер пациентами ДС АОКОД.
![](http://oncologic.narod.ru/journals/sovr-onc-7-1-2005/37_1.jpg)
Рис. 3. Оценка работы ДС.
![](http://oncologic.narod.ru/journals/sovr-onc-7-1-2005/37_2.jpg)
Рис. 4. Распределение респондентов ОПУ по полу.
![](http://oncologic.narod.ru/journals/sovr-onc-7-1-2005/37_3.jpg)
Рис. 2. Изменение состояния здоровья пациентов в процессе лечения.
![](http://oncologic.narod.ru/journals/sovr-onc-7-1-2005/37_4.jpg)
Рис. 5. Распределение пациентов ОПУ по возрасту.
![](http://oncologic.narod.ru/journals/sovr-onc-7-1-2005/37_5.jpg)
Рис. 6. Ответы на вопрос “Вы обратились в ОД впервые?”
![](http://oncologic.narod.ru/journals/sovr-onc-7-1-2005/37_6.jpg)
Оценка состояния своего здоровья у пациентов в процессе лечения в ДС
АОКОД
Варианты ответа |
Абс. |
% |
Значительно улучшилось |
9 |
25,0 |
Улучшилось |
17 |
47,2 |
Незначительно улучшилось |
1 |
2,8 |
Не изменилось |
1 |
2,8 |
Затрудняюсь ответить |
8 |
22,2 |
Всего… |
36 |
100,0 |
Рис. 7. Обращались ли Вы раньше в иные платные организации?
![](http://oncologic.narod.ru/journals/sovr-onc-7-1-2005/38_1.jpg)
Рис. 8. Кто направил Вас на лечение?
![](http://oncologic.narod.ru/journals/sovr-onc-7-1-2005/38_2.jpg)
Рис. 9. Устраивают ли Вас профессиональные качества врачей-консультантов и
медицинского персонала в ОПУ?
![](http://oncologic.narod.ru/journals/sovr-onc-7-1-2005/38_3.jpg)
Рис. 10. Устраивает ли Вас качество оплачиваемых Вами медицинских услуг в
ОПУ?
![](http://oncologic.narod.ru/journals/sovr-onc-7-1-2005/38_4.jpg)
Рис. 11. Доступна ли цена медицинских услуг, оказываемых в ОПУ?
![](http://oncologic.narod.ru/journals/sovr-onc-7-1-2005/38_5.jpg)
Рис. 12. Как Вы оцениваете работу ОПУ по 5-балльной системе?
![](http://oncologic.narod.ru/journals/sovr-onc-7-1-2005/38_6.jpg)
Таким образом, деонтологические аспекты поведения
медицинского персонала ДС неизбежно сказывались на качестве лечения и напрямую
увязывались с выполнением ими своих профессиональных
обязанностей. Хорошо известно, что, не являясь
профессионалом в области медицины, больной судит о квалификации врача, как
правило, по разным аспектам деонтологического характера. Следует отметить, что
подавляющее большинство опрошенных отмечали вежливое, доброжелательное и
отзывчивое отношение врачей и среднего медицинского персонала; причем конфликтов
между пациентами и лечащими врачами не отмечено. Хорошо
известно, что уровень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи
напрямую зависит и от бытовых условий. Для того чтобы пациент получил
качественное лечение в стационаре, он должен находиться в комфортных условиях
[2]. Поэтому при развитии рыночных отношений, конкуренции
медицинских учреждений, свободного выбора пациентом стационара условия
пребывания в стационаре и уровень сервисных услуг приобретают если не решающее,
то весьма существенное значение для повышения экономической эффективности
деятельности клинической больницы [3]. При этом важным вопросом при анализе
рынка медицинских услуг является изучение материальных возможностей
потенциальных потребителей этих услуг. Экономическая ситуация настоящего времени
свидетельствует о том, что большинство населения ограничены в финансовых
возможностях для оплаты медицинских услуг. В
здравоохранении нашей страны первостепенная роль отводится первичной медицинской
помощи, адаптации ее к условиям рынка, расширению объема оказываемых услуг,
совершенствованию качества и эффективности медицинской помощи населению. Решение
этих задач возможно лишь на основе создания достаточно стройной и эффективной
системы управления качеством медицинской помощи и ресурсами каждого
ЛПУ. Сегодня качество медицинской помощи рассматривается с
разных позиций эффективности, адекватности, экономичности, морально-этических
норм. Когда говорят о целях здравоохранения, имеют в виду в качестве основной
повышение уровня здоровья населения и удовлетворение его потребности в
квалифицированной качественной медицинской помощи. Поскольку медицинская помощь
в государственных медицинских учреждениях многих не удовлетворяет, а улучшить ее
качество предъявлением лишь одних жалоб пока не удается, пациенты пытаются
решить свои проблемы в платных медицинских учреждениях. В
результате проведенного исследования проанализированы уровень качества
предоставляемых медицинских услуг в ОПУ АОКОД, а также социальная эффективность
работы отделения. Всего проанализировано 187 анкет (рис.
4–12). О работе отделения от большинства респондентов были
получены положительные отзывы, профессиональные качества врачей и медперсонала
устраивают 77% опрошенных. Качество медицинских услуг было оценено пациентами
высоко, и средний балл по работе отделения составил
4,5. Стоимость медицинских услуг, предоставляемых в ОПУ, в
основном соответствует материальному положению пациентов. По мнению 87%
пациентов, платные отделения в АОКОД должны обязательно существовать. Если вновь
понадобится медицинская услуга, то все опрошенные ответили, что обратятся за
помощью именно в ОПУ. Только 66% пациентов, ответивших на
этот вопрос, могут позволить себе услугу за любую цену, которую укажет
медицинское учреждение; 87% опрошенных высказали положительное отношение к
платным медицинским услугам, оказываемым в АОКОД. В 7%
случаев врачи в условиях стационара рекомендовали больным платные
диагностические исследования, однако около 13% больных считали стоимость этих
услуг, не соответствующей их материальному положению. В
рамках проведения маркетинговых исследований изучали отношение больных к
коммерческой деятельности медицинских учреждений. Отношение пациентов к
коммерческой деятельности отделения платных услуг у 67% опрошенных оказалось
положительным. Обращал на себя внимание тот факт, что более половины
респондентов в исследуемых отделениях затруднялись ответить на вопросы о
маркетинговой деятельности. Среди пожеланий по
совершенствованию оказания платных услуг наиболее часто высказывались
предложения изменить механизм ценообразования (9%) и выполнения платной услуги
(7,4%), расширить перечень медико-социальных услуг
(15%). Интегральным показателем качества стационарной
помощи с точки зрения респондентов является показатель удовлетворенности
лечением и уходом в целом, что отражается прежде всего в динамике улучшения
состояния здоровья. В результате лечения 89% пациентов отметили значительное
улучшение своего здоровья. Среди критериев оценки качества
медицинских услуг наиболее значимыми пациенты считают уровень врачебной
квалификации (67,4%), полноту выполнения лечебно-диагностических мероприятий
(24,2%), оптимальные условия лечения и ухода (4,2%), соблюдение деонтологических
принципов медицинским персоналом (4,2%). Таким образом,
социологический опрос пациентов показал, что происходящие неблагоприятные
процессы в экономике страны, углубление дефицита функционирования
здравоохранения приводят к ухудшению качества медицинской
помощи. В стоимость медицинской услуги необходимо включать
оценку качества медицинской помощи, состоящую из уровня квалификации
медицинского персонала, конечного результата, полного объема лечебных и
диагностических услуг, удовлетворительных условий ухода. В
размер стоимости медицинской услуги, по нашему мнению, должны быть включены
расходы на внедрение и использование новых методов диагностики и лечения. За
счет повторных диагностических исследований и консультаций специалистов узкого
профиля, обусловленных недостаточным клинико-диагностическим исследованием на
догоспитальном этапе и(или) его отсутствием, специалисты АОКОД считали механизм
финансирования стационара в современных условиях
затратным. Таким образом, анкетирование пациентов
позволяет, по нашему мнению, проводить администрации АОКОД скрининговую оценку
качества медицинской помощи и оперативно принимать меры по устранению
недостатков.
Литература 1. Семенов В.Ю. Проблемы управления качеством медицинской
помощи. Здравоохранение. 2004; 3: 20–5. 2. Свирская Г.П. О развитии
стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи населению.
Здравоохранение. 2000; 1: 5–20. 3. Котова Г.Н., Нечаева Е.Н., Гучек П.А.,
Карасева Л.Н. Социологическая оценка качества медицинской помощи.
Здравоохранение РФ. 2001; 4: 22–6.
|